Будь уверен!

Юридическая компания "Арбитриум" представляет инвестиционный проект "Административное здание в г.Минске"

Подробнее

Панская усадьба рядом с Березинским заповедником, расположенная на 2 га земли под 2 здания и озеро. Прекрасно подойдет под элитную охотусадьбу, дом отдыха, место корпоративного отдыха.

Подробнее

В 100 м от озера Селява расположен участок площадью 0,5 га с небольшим деревянным домом, вместо которого вы можете построить современный объект для отдыха и туризма.

Подробнее

Мини-холдинг по-белорусски: Фирма плюс ИП

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 30 марта 2010г

Что привлекает белорусских бизнесменов в такой форме организации бизнеса? Возможно, играет роль сила привычки тех учредителей всевозможных ЧУП, ООО, ОДО, которые начинали свой бизнес с деятельности индивидуального предпринимателя. Им хорошо знакомы все преимущества этой упрощенной формы ведения бизнеса. И, несомненно, то обстоятельство, что наличие сразу нескольких форм предпринимательской деятельности «в одних руках» дает возможность работать более гибко, избегать лишних затрат и оптимизировать налоги. А это, согласитесь, хорошие конкурентные преимущества.
Оптимизация налогов с использованием схемы «юридическое лицо – индивидуальный предприниматель» в какой-то степени граничит с «уходом от налогов». Естественно, что такая форма ведения бизнеса находится на особом контроле государства. В связи с чем для индивидуальных предпринимателей законодательно введены определенные ограничения.
Следует отметить несколько вариантов в этой схеме. Первый, индивидуальные предприниматели могут в соответствии законодательством по договору о совместной деятельности создать простое товарищество без образования юридического лица, которое фактически, с точки зрения налогообложения, является юридическим лицом со своим бухгалтерским балансом. И это товарищество использовать в схеме «юридическое лицо – индивидуальный предприниматель». Статья 911 ГК РБ устанавливает, что товарищи простого товарищетсва обязаны создавать общее имущество, которое будет учитывать на обособленном балансе. А это представляет собой, практически, ведение учета как у юридического лица, который может вести в соответствии со статьей 913 ГК РБ один из товарищей простого товарищества. Налоговый кодекс РБ в статье 13 прямо относит простые товарищества к организациям. А участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества. К тому же простые товарищества не вправе применять упрощенную систему налогообложения. До 9 марта 2010 года это запрещалось в соответствии с п. 2 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 г. № 119. С принятием Особенной части Налогового кодекса РБ этот запрет установлен теперь в гл. 34 данного нормативного акта.
Второй вариант заключается в том, что в схеме «юридическое лицо – индивидуальный предприниматель» может участвовать фактически одно физическое лицо, которое будет являться одновременно индивидуальным предпринимателем и собственником учрежденного им частного унитарного предприятия.
Третий вариант, это когда в схеме участвует хозяйственное общество, учрежденное несколькими учредителями, и индивидуальный предприниматель, который является один из соучредителей данного хозобщества.

При заключении гражданско-правовых договоров между индивидуальными предпринимателями и субъектами хозяйствования с указанными выше организационно-правовыми формами необходимо учитывать следующие требования законодательства.
Законодательство не запрещает гражданско-правовые отношения между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Но, в некоторых случаях, делают их улицей с односторонним движением.
Касается это тех договоров, по которым индивидуальный предприниматель может в обход законодательства задействовать работников юридического лица, т.е. осуществить скрытый трудовой наем физических лиц, непосредственно для получения собственной прибыли в осуществляемой им деятельности.
Толкование “непосредственно для получения собственной прибыли” взято из информационного письма, подготовленное совместно Министерством юстиции, Министерством по налогам и сборам и Министерством экономики Республики Беларусь 18.01.2008 г. Где данный вывод сделан на основании определения предпринимательской деятельности в статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь – «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления». В письме указывается, что «определяющим признаком привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц для занятия предпринимательской деятельностью является участие таких лиц непосредственно в деятельности, обеспечивающей получение индивидуальным предпринимателем прибыли».
К слову, информационные письма не являются нормативными актами, они отражают только определенный подход к толкованию нормативных актов. Насколько толкование верно в нашем случае? Разве в определении предпринимательской деятельности что-нибудь говорится о наемных работниках, о гражданско-правовых договорах между субъектами хозяйствования, что позволило бы сделать вывод о запрете на привлечение физических лиц к деятельности индивидуального предпринимателя? Характеристика «самостоятельная деятельность» больше относится к статусу субъекта хозяйствования, поскольку у субъекта могут быть еще «не самостоятельные» представительства, филиалы и другие структурные подразделения.
Обратимся лучше к нормативным актам. Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать, в соответствии с Указом № 285 от 18 июня 2005 г., не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. В том числе по договорам, заключаемым с юридическими лицами, т.е. привлекая работников этих юридических лиц. С 1 января 2008 г. индивидуальные предприниматели стали еще более ограничены, и могут осуществлять свою деятельность только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки). При этом индивидуальный предприниматель может использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (мест на рынках), объектов, в которых оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов, иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.).
При таком подходе всегда существует теоретическая вероятность, что при реализации индивидуальным предпринимателем, например, оптовой партии товара учрежденному им юридическому лицу, занимающемуся розничной торговлей, его могут привлечь к ответственности за привлечение работников юрлица к реализации товара в розницу. Аналогичное дело было возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя, который предоставлял в аренду юридическому лицу микроавтобусы для пассажирских перевозок. За давностью времени сейчас трудно сказать, являлся ли он при этом еще и учредителем этого юрлица.
Договорами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями, которые не рассматриваются как трудовой наем, как сказано в информационном письме “трех министерств” от 18.01.2008 г., являются договоры на оказание или получение сопутствующих услуг. Таких как:
• оказание услуг по сертификации продукции, а также государственной гигиенической регистрации;
• оказание услуг по обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов;
• оказание услуг по погрузке, разгрузке, перевозке и транспортной экспедиции;
• предоставление в аренду торговых объектов;
• оказание банковских услуг;
• оказание услуг по статистическому декларированию товаров;
• оказание услуг таможенного агента;
• оказание услуг по уборке, техническому обслуживанию (коммунальные услуги) и (или) охране торговых объектов;
• оказание аудиторских и юридических услуг;
• оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Косвенно перечень таких договоров позволяло расширить до 9 марта 2010 г. Положение об упрощенной системе налогообложения, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 г. № 119 в п. 10, после утраты его силы аналогичные нормы продолжают действовать в гл. 34 Особенной части Налогового кодекса РБ. Данные нормативные акты упоминают некоторые виды договоров, позволяющие принимать выручку от совместного выполнения работ (оказания услуг) на счет индивидуального предпринимателя, который выступает в договоре с заказчиком в качестве исполнителя, и использовать в качестве налогооблагаемой базы только сумму своего вознаграждения:
• при реализации товаров (работ, услуг) по договорам поручения, комиссии, консигнации, транспортной экспедиции и иным аналогичным договорам – берется сумма вознаграждения, полученная поверенным, комиссионером, консигнатором, экспедитором и иным аналогичным лицом;
• при выполнении проектных и строительных работ – берется сумма, полученная за выполнение работ собственными силами.
В этих случаях юридическое лицо в схеме «юридическое лицо – индивидуальный предприниматель» может выступать в качестве покупателя либо в качестве заказчика перед третьим лицом.
Возникает только вопрос, почему по видам договоров, перечисленных выше, совместное выполнение услуг возможно, а по остальным действует запрет, установленный Указом N 285, что явилось критерием разграничения услуг? Целесообразно разграничение провести между торговлей и услугами либо между потребителями и бизнесом. Это бы значительно упростило работу “мини-холдингам”.


Игорь Раптунович, юрист

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс».
P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.