Будь уверен!

Юридическая компания "Арбитриум" представляет инвестиционный проект "Административное здание в г.Минске"

Подробнее

Панская усадьба рядом с Березинским заповедником, расположенная на 2 га земли под 2 здания и озеро. Прекрасно подойдет под элитную охотусадьбу, дом отдыха, место корпоративного отдыха.

Подробнее

В 100 м от озера Селява расположен участок площадью 0,5 га с небольшим деревянным домом, вместо которого вы можете построить современный объект для отдыха и туризма.

Подробнее

Борьба с лжепредпринимательством или Моя хата уже не с краю…

С 1 января 2013 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ № 488), которым предусмотрено, что с 1 января 2013 г. в Республике Беларусь Министерством по налогам и сборам ведется реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр), который располагается на его сайте (www.nalog.gov.by).

Следует отметить, что сам факт размещения сведений о субъекте предпринимательской деятельности в реестре последствий в виде ответственности (административной, уголовной) для субъекта хозяйствования не несет, однако влияет на его коммерческую (деловую) репутацию.

Указом № 488 установлены следующие основания, при наличии одного из которых или нескольких субъект предпринимательской деятельности подлежит включению в реестр:

·         в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства;

·         бланки строгой отчетности субъекта и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК);

·         на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

·         сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

·         фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо;

·         печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;

·         субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства), при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и их территориальными органами, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов.

 

Субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр Министерством по налогам и сборам на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких оснований, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.

Следует обратить внимание на то, что при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве либо совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Указа от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», с изменениями и дополнениями, КГК могут назначаться внеплановые проверки.

Министерство по налогам и сборам в течение 3 рабочих дней со дня поступления информации о наличии одного или нескольких оснований для включения в реестр субъекта предпринимательской деятельности в его адрес направляет заказным письмом уведомление о намерении включения его в реестр. Субъекту предоставлено право в течение 10 рабочих дней со дня направления указанного уведомления представить в Министерство по налогам и сборам мотивированное возражение на намерение включения его в реестр.

В случае отсутствия возражений со стороны субъекта решение о включении (невключении) его в реестр принимается Министерством по налогам и сборам в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления о намерении включения этого субъекта в реестр. При наличии возражения со стороны субъекта такое решение принимается в течение 20 рабочих дней с даты поступления возражения. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о включении (невключении) субъекта в реестр, соответствующее решение заказным письмом направляется субъекту и субъект включается в реестр Министерством по налогам и сборам.

 По информации Министерства по налогам и сборам, которая является открытой, общедоступной и размещена на официальном сайте Министерства по налогам и сборам nalog.gov.by в глобальной компьютерной сети Интернет на 8 июля 2013 г. в данный реестр включено 1081 субъект предпринимательской деятельности.

Указом № 488 также предусмотрены основания для исключения субъектов предпринимательской деятельности из реестра. Для исключения субъекта предпринимательской деятельности из реестра Министерством по налогам и сборам предусмотрено два основания:

1) при выявлении факта ошибочного включения его в реестр. Факт ошибочности включения в реестр может быть установлен как Министерством по налогам и сборам, так и органом, представившим в Министерство по налогам и сборам информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр. Данный орган обязан сообщить Министерству по налогам и сборам о выявленном им факте ошибочного включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его выявления. В свою очередь Министерство по налогам и сборам обязано исключить субъекта предпринимательской деятельности из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления им (в том числе на основании сообщения органа, представившего информацию и документы, послужившие основанием для включения в реестр) факта ошибочного включения в реестр;

2) по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности, представленному:

  • — в связи с устранением нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр;
  • — в связи с ошибочным включением его в реестр.

Ходатайство субъекта предпринимательской деятельности представляется в налоговый орган по месту постановки на учет субъекта предпринимательской деятельности. Вместе с ходатайством представляются заявление о проведении проверки по вопросам, отнесенным к компетенции налоговых органов, и документы об устранении нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а при подаче ходатайства в связи с ошибочным включением в реестр — документы, подтверждающие указанное обстоятельство (при их наличии). Налоговый орган по отнесенным к его компетенции вопросам на основании представленного заявления проводит проверку субъекта предпринимательской деятельности и не позднее пяти рабочих дней со дня ее окончания направляет, если иное не предусмотрено в части второй подпункта 1.5 пункта 1 Указа № 488, органу, представившему информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, представленные субъектом предпринимательской деятельности ходатайство и документы с приложением акта (справки) его проверки.

Если ходатайство подано в налоговый орган, представивший информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, либо если субъект предпринимательской деятельности включен в реестр на основании информации и документов, представленных судами, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет ходатайство вместе со своим заключением, а также представленные с ходатайством документы и акт (справку) проверки в Министерство по налогам и сборам.

По результатам рассмотрения документов не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления составляется заключение, которое не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его составления, направляется в Министерство по налогам и сборам.

Решение об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра либо мотивированное решение об отказе в исключении его из реестра принимается Министерством по налогам и сборам не позднее трех рабочих дней со дня получения документов. Предельный срок принятия таких решений — не позднее одного месяца со дня подачи субъектом предпринимательской деятельности ходатайства об исключении его из реестра. Принятое решение направляется заказным письмом субъекту предпринимательской деятельности не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Решение Министерства по налогам и сборам о включении субъекта предпринимательской деятельности в реестр либо об отказе в его исключении из реестра может быть обжаловано в хозяйственном суде в порядке, установленном законодательными актами.

Указом № 488 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра, который является исчерпывающим, и включает:

·         неустранение субъектом предпринимательской деятельности нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а в случае подачи ходатайства в связи с ошибочным включением его в реестр — неподтверждение указанного обстоятельства;

·         установление в ходе проверки, проведенной по заявлению, иных обстоятельств, являющихся основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.

Субъект предпринимательской деятельности исключается из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Министерством по налогам и сборам соответствующего решения.

 Указом № 488 также предусмотрено, что субъекты хозяйствования обязаны  проверять принадлежность первичных учетных документов отправителю товара (если он является резидентом Республики Беларусь) и действительность бланков по перечню документов, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов. Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 г. № 912.

Информация о покупателе бланка, дате реализации бланка, признании его  недействительным является общедоступной и размещается на сайте Расчетного центра    Национального банка Республики Беларусь: http://blank.bisc.by/Default.aspx.  Такую  информацию  можно получить также в инспекциях МНС и организациях, реализующих бланки по письменному запросу. Общедоступная информация из ЭБД предоставляется в порядке, установленном в пункте 2.29 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Следует также отметить, что при наличии у контролирующего органа доказательств несовершения реальных действий по исполнению заключенной сделки первичные учетные документы, подтверждающие хозяйственную операцию, по решению данного органа могут быть признаны не имеющими юридической силы, порядок налогообложения в этом случае не отличается от действующего.

 

Отдельной ответственности к должностным лицам при признании первичных учетных документов не имеющими юридической силы не установлено. Ответственность может быть применена по фактам неуплаты (недоплаты) налогов.

Отвечая на вопрос: какие налоговые последствия возникнут у субъекта предпринимательской деятельности в связи с признанием ТТН-1 не имеющей юридической силы, следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа № 488 налогообложение хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, осуществляется в следующем порядке:

·         стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении;

·         предъявленные суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов.

Налогообложение хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, действующее в 2012 г., имеет аналогичный порядок.

Так, как согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», с изменениями и дополнениями, факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции, а в соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 статьи 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета и подтверждаются поступившими первичными учетными документами,  а также учитывая нормы пунктов 5 и 6 статьи 107 НК, в соответствии с которыми установлено, что плательщик вправе принять к вычету предъявленные ему суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, то основанием во всех указанных операциях служат первичные учетные документы, подтверждающие факт приобретения товара.

 

Таким образом, если хозяйственная операция по приобретению товаров оформлена первичным учетным документом, не имеющим юридической силы, то стоимость товаров не может быть отнесена на затраты, учитываемые при налогообложении. Кроме этого, сумма НДС, предъявленная продавцом, при исчислении НДС не принимается к вычету. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (п. 5 ст. 103 НК).

Если у субъекта хозяйствования есть основания полагать, что первичный документ, принятый к учету, может быть признан не имеющим юридической силы, то он вправе до начала проверки принять решение самостоятельно внести в налоговый учет соответствующие корректировки, подать уточненные налоговые декларации, исчислить и уплатить налоги с начислением пени, что, соответственно, позволит избежать административной ответственности.

 

Светлана ЗАЙЦЕВА,

юрист юридической компании «Арбитриум»

 

P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс», «БизнесИнфо».