Будь уверен!

Юридическая компания "Арбитриум" представляет инвестиционный проект "Административное здание в г.Минске"

Подробнее

Панская усадьба рядом с Березинским заповедником, расположенная на 2 га земли под 2 здания и озеро. Прекрасно подойдет под элитную охотусадьбу, дом отдыха, место корпоративного отдыха.

Подробнее

В 100 м от озера Селява расположен участок площадью 0,5 га с небольшим деревянным домом, вместо которого вы можете построить современный объект для отдыха и туризма.

Подробнее

Главный бухгалтер по договору подряда

 

Вопрос: наша фирма пользуется услугами бухгалтера, который оформлен по договору подряда. Вправе ли мы таким образом оформлять отношения с бухгалтером?

Ответ: наем бухгалтера по договору подряда довольно распространенная практика. Как правило, услугами таких бухгалтеров пользуются небольшие фирмы.

С точки зрения «представительских интересов» организации все формальности перед третьими лицами соблюдаются. В банке, где обслуживается организация, подпись бухгалтера в карточке подписей имеется. В налоговой инспекции при подаче декларации подпись бухгалтера не требуется, сведения о главном бухгалтере предоставляются без указания на трудовые или гражданско-правовые отношения.

Однако, согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ» имеется ограничение на оформление гражданско-правовых договоров с физическими лицами на оказание бухгалтерских услуг.

Дословно: «Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера -- бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее -- главный бухгалтер)».

Таким образом, законодатель относит оказание бухгалтерских услуг непосредственно к предпринимательской деятельности либо к трудовым отношениям. Насколько это правомерно или насколько это соответствует реальности, а точнее, правоприменительной практике?

Нам не известны случаи, когда к ответственности привлекались граждане, оказывающие бухгалтерские услуги по договорам подряда. Возможно, для этого нет фактических обстоятельств, которые нарушали бы интересы государства. Очевидно, что по договору подряда государство получает гораздо больше налогов в виде подоходного налога 12 % и взносов в фонд социальной защиты населения 34 % +1 % в фонд занятости населения от суммы по договору.

В том случае, когда услуги оказывает индивидуальный предприниматель, налогообложение осуществляется, как правило, в размере 7 % от суммы договора по упрощенной системе налогообложения.

 

Если исходить из того, что нарушено формальное условие Закона Республики Беларусь «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ», то к ответственности может быть привлечен индивидуальный предприниматель или руководитель фирмы, как лицо ответственное за организацию бухгалтерского учета. Так, согласно в п.1 статьи 12.1 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ «Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов»

1. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности –

влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Справочно: другими пунктами этой статьи предусмотрены следующие виды административных правонарушений:

2. Уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин.

3. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, –

влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин.»

 

Что касается самого бухгалтера, то его ответственность может наступить согласно п. 11 статьи 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность»:

«Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, –

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации».

Однако, для того чтобы к лицу, оказывающему бухгалтерские услуги по договору подряда была применена данная норма, необходимо установить факт оказания подобных услуг нескольким фирмам на постоянной основе. Достаточным для квалификации правонарушения может оказаться и лишь одно систематическое получение доходов от одной фирмы.

Данное условие вытекает из положений статьи 1 ГК РБ, которые закрепили, следующее. «Предпринимательская деятельность -- это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Имеются методические рекомендации по применению судами норм КоАП РБ относительно этого правонарушения.

«2.11. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 12.7 КоАП, может выражаться в осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо в осуществлении субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности при наличии в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении этого лица из данного регистра.

Признаки предпринимательской деятельности, а также виды деятельности, которые при соблюдении определенных условий не признаются предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами.

2.12. Для квалификации деяния на основании части 11 статьи 12.7 КоАП следует учитывать характер направленности действий лица на систематическое получение дохода. При этом его отсутствие не влияет на квалификацию, поскольку осуществление предпринимательской деятельности не обусловлено обязательным получением дохода.

Характер действий физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) или юридического лица, не свидетельствующий о направленности их на систематическое получение дохода, не образует состав незаконной предпринимательской деятельности.

В отдельных случаях продажа физическим лицом, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя, вещей или выполнение им работ (оказание услуг) может не образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 12.7 КоАП, если количество или ассортимент вещей, объем работ (услуг) не свидетельствуют о направленности действий лица на систематическое получение дохода.

При оценке такой направленности действий физического лица во внимание могут приниматься следующие доказательства: акты контрольной закупки; письменные официальные предупреждения государственным органом физического лица о недопустимости осуществления им незаконной предпринимательской деятельности; протоколы опроса лиц, оплативших товар (работу, услугу), реализованный лицом, в отношении которого ведется административный процесс, и имеющиеся у них расписки в передаче денежных средств названному лицу; сведения о неоднократном размещении лицом, в отношении которого ведется административный процесс, в средствах массовой информации, в общественных местах в населенных пунктах объявлений о продаже товаров народного потребления различного ассортимента, о выполнении для неограниченного числа потенциальных заказчиков работ (услуг) и т.п. (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденные Постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8).

Игорь Раптунович, партнер компании «Арбитриум»

 

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс».

P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.