Будь уверен!

Юридическая компания "Арбитриум" представляет инвестиционный проект "Административное здание в г.Минске"

Подробнее

Панская усадьба рядом с Березинским заповедником, расположенная на 2 га земли под 2 здания и озеро. Прекрасно подойдет под элитную охотусадьбу, дом отдыха, место корпоративного отдыха.

Подробнее

В 100 м от озера Селява расположен участок площадью 0,5 га с небольшим деревянным домом, вместо которого вы можете построить современный объект для отдыха и туризма.

Подробнее

Ликвидация. Недорого

Что лучше для владельцев неудавшегося бизнеса, самим ликвидировать свою фирму или дождаться когда ее объявят банкротом? Может быть, при определенных условиях можно переложить свои проблемы и расходы на государство. На самом деле, зачем платить кому-то свои кровные денежки или бегать самому на протяжении нескольких месяцев, при этом забивать голову малоинтересными знаниями по завершению хозяйственной деятельности.

Что теряет и что приобретает учредитель и его компаньоны при реализации таких вариантов прекращения бизнеса. Давайте посмотрим.

Ликвидирует сам. При этом варианте имеет минимум прямых расходов, но теряет значительную часть времени на изучение нормативно-правовых актов, хождению по различным органам, по минимуму это – регистрирующие, налоговые, белгосстрахи, фсзны, банки плюс необходимые действия, связанные с подготовкой списков и извещением кредиторов, дебиторов, объявлением о ликвидации, подготовкой ликвидационных балансов, подготовкой документов и передаче их в архив. При наличии иного бизнеса у ликвидатора или источника доходов данные временные потери могут выразиться уже в денежном эквиваленте и поглотить всю предполагаемую выгоду.

Ликвидирует при помощи практикующих юристов и юркомпаний. При этом теряет деньги. Сколько? Все зависит от деятельности ликвидируемой компании и от такого фактора «как повезет». По минимуму, если фирма не осуществляла почти или вообще деятельности, это может составить 500 у.е., а если образовался приличный объем документов, то ценник перевалит и за 2000.

Ликвидирует при помощи государства. Как правило, доходный бизнес стараются продать, а не ликвидировать. Следовательно, говорим только об убыточном. Предполагается уволить всех работников, съехать с арендуемого офиса, не осуществлять деятельность в течение 12 месяцев подряд и не извещать налоговый орган.

По прошествии указанного периода времени процедурой ликвидации займутся те, «кому это больше всех нужно». А именно, регистрирующий орган на основании представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации, внесенного соответствующим органом.

Определением необходимого объема работ для ликвидации субъекта хозяйствования хозяйственный суд займется в случае, если данный субъект является коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Перечень данных работ достаточно внушительный. В качестве примера его можно взять из реального дела.

1. Создать ликвидационную комиссию в количестве 3 человек.

2. Обязать ликвидационную комиссию:

1) поместить в органы печати объявление о ликвидации фирмы с указанием порядка и срока заявления кредиторами своих требований и целого ряда другой информации;

2) письменно известить в месячный срок кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации фирмы.

3) провести работу по взысканию дебиторской задолженности и выявлению требований кредиторов, зарегистрировать и рассмотреть требования, заявленные кредиторами;

4) провести инвентаризацию в натуральной форме;

5) составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, в т.ч. находящегося в обороте (включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог и т.д.), перечень кредиторов и предъявленных ими требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований.

6) сосредоточить денежные средства юридического лица на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе в зарубежных;

7) закончить текущие дела;

8) провести собрание кредиторов или их полномочных представителей … для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица, после чего при наличии одобрения кредиторами, представляющими не менее двух третей суммы требований, представить хозяйственному суду для утверждения этот план, отражающий полную и объективную картину финансового состояния юридического лица; условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; учет интересов собственников, участников и трудового коллектива юридического лица; перечень имущества, подлежащего распродаже и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место и время распродажи имущества; условия оплаты судебных расходов, оплаты труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе и других лиц.

План ликвидации юридического лица должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией;

9) представлять ежемесячно суду информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица, о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на единый счет юридического лица;

10) утвердить смету расходов по ликвидации юридического лица и финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;

11) в соответствии с установленным порядком произвести сбор, хранение и отгрузку лома и отходов сырья, материалов, других ресурсов и имущества юридического лица для переработки в случае невозможности реализации этого имущества или использования в ином виде в счет погашения кредиторской задолженности;

12) предоставить кредиторам, суду, государственным контролирующим и налоговым органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе юридического лица, о ходе его ликвидации;

13) после удовлетворения всех требований кредиторов ликвидируемого юридического лица остаток имущества передать его собственникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица;

14) сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения должностными лицами и другими работниками ликвидируемого юридического лица действий, содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц;

15) осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.

Помимо этого, ликвидационная комиссия после выявления дебиторской задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим: принимает меры по сохранению имеющегося в наличии имущества юридического лица, в том числе путем истребования имущества, находящегося в обороте … , направляет должникам требования об исполнении обязательства (в том числе досрочном) ввиду ликвидации юридического лица; анализирует договоры страхования юридического лица с целью определения возможного получения страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с ликвидацией юридического лица; при обнаружении фактов излишней уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды принимает меры в установленном законодательством порядке по их возврату; возвращает собственнику в натуральной форме имущество, находящееся во владении и пользовании юридического лица, кроме имущества, находящегося у юридического лица на праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления; оценивает наличное имущество ликвидируемого юридического лица с применением экономически обоснованных цен либо создает из числа членов ликвидационной комиссии и (или) иных лиц специальную комиссию во главе с председателем ликвидационной комиссии для проведения оценки имущества, ликвидируемого юридического лица, а также в этих целях при необходимости привлекает независимых экспертов; принимает меры к выявлению имущества, переданного ликвидируемым юридическим лицом в целях избежания ответственности перед своими кредиторами другому лицу (лицам) или иным образом намеренно скрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов, отчужденных с нарушением требований законодательства.

Исходя из требований законодательства о банкротстве, ликвидационная комиссия в месячный срок с даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязана обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если у него обнаружиться недостаточность имущества для удовлетворения требований (претензий) всех кредиторов, в том числе по платежам в бюджет.

По завершении ликвидации юридического лица, удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии. К ликвидационному балансу должны быть приложены: перечень остающихся кредиторов с указанием их требований и размера удовлетворения; перечень не взысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества, списанных на убытки и др. документы.

Глядя на такой внушительный объем работ, появляется вопрос, почему именно государство должно брать на себя финансовое бремя по ликвидации нерадивых субъектов хозяйствования. Когда денежных средств и имущества не хватает для расчетов по имеющимся долгам, т.е. у банкротов, возмещение расходов оплате услуг антикризисного управляющего и иных происходит прямо или косвенно только за счет государства.

В тех случаях, когда применяется упрощенный порядок ликвидации через регистрирующий орган, расходы государства будут меньше, но тоже присутствуют.

За ответом на поставленный вопрос и более подробной информацией обратился к судье Хозяйственного суда Минской области Александру Владимировичу Лойко. В нашей беседе предстала такая картина.

Действительно, в настоящее время образовалась ситуация, которая в определенных случаях может быть на руку тем, кто готов был разделить успех, имею в виду доходы от бизнеса, но не желает брать на себя расходы на ликвидацию неудачного бизнеса. Одно время такая тенденция особенно сильно просматривалась среди индивидуальных предпринимателей, по-видимому, это было обусловлено сложностью и длительностью процедуры ликвидации.

Не могу судить о расходах владельцев бизнеса при самостоятельной ликвидации своих компаний, но при ликвидации в судебном порядке могут быть следующие расходы со стороны государства либо за счет ликвидируемого юридического лица.

Привлечение в дело антикризисного управляющего обходится государству в 15 базовых величин, т.е. на сегодняшний день это 525 000 рублей. Постановлением Совета министров № 260 от 28 февраля 2007 г., если уже о нем пошла речь, предусмотрена еще выплата дополнительного вознаграждения управляющему при достаточности имущества должника.

Расходы государства на услуги ликвидационной комиссии складываются из затраченного рабочего времени членов комиссии. Обычно это сотрудники регистрирующего органа, администрации р-на и др., а также представители инспекции Министерства по налогам и сборам РБ. А также из хозяйственных расходов по обеспечению деятельности указанных лиц, например, необходимости предоставления им помещений, создания рабочих мест и др.

Сохраняются также расходы на объявление в газете не менее 40 000 рублей, услуги архива порядка 130 000 рублей, не считая расходов на закупку архивных коробок и др. необходимых мелочей.

В необходимых случаях добавляются расходы на проведение экспертизы или оценку имущества, на проведение торгов.

Как видно из сказанного в результате из таких значительных и менее значительных расходов может образоваться внушительная сумма.

А суд, бывают такие случаи, не может взыскать с ликвидируемого субъекта хозяйствования в доход республиканского бюджета даже 350000 руб. государственной пошлины по причине полного отсутствия у него средств.

Владельцы же ликвидируемого бизнеса остаются сторонними наблюдателями в этом процессе.

Такое положение дел не соответствует интересам государства и не стимулирует ответственность владельцев бизнеса. Поэтому я считаю, что владельцы, которые не хотят заниматься ликвидацией своего бизнеса, обязаны возмещать государству произведенные расходы. И надеюсь, что такие обязанности владельцев ликвидируемого бизнеса будут предусмотрены законодательством в недалеком будущем.

Если владелец «бросил» свой бизнес в ситуации, когда имелись неисполненные обязанности перед контрагентами или государством, и это послужило образованию или росту неплатежеспособности компании, то его ответственность может наступить по другой статье. Статья 12.13 КоАП предусматривает за непринятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) ответственность в виде штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

На практике в подобных ситуациях чаще применяют другую норму законодательства, например, ст. ст. 8, 9, 249, 257 Закона об экономической несостоятельности (банкротстве), которая предусматривает субсидиарную ответственность руководителей и владельцев бизнеса по образовавшимся долгам юридического лица.

Подобные меры могут служить некоторой компенсацией государству за расходы, причиненные нерадивостью владельцев ликвидируемых компаний. А для них определенным стимулом для более ответственного отношения к своим обязанностям и избавлению от желания переложить свои проблемы на плечи других.

Однако, наличие прямо предусмотренной материальной ответственности владельцев ликвидируемого бизнеса позволит снизить количество «брошенных» субъектов хозяйствования, а вместе с этим и количество поступающих в суд дел. Произойдет также и снижение нагрузки на представителей государства и, как следствие, расходов государства.

У владельцев бизнеса появится выбор, самим позаботиться о ликвидации и поискать варианты подешевле либо оплатить «услуги» государства.

Наличие предусмотренной законодательством ответственности не исключает варианты, когда в силу уважительных причин, ответственность может снижаться или владельцы будут освобождаться от нее полностью.

Игорь Раптунович, юрист

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс» и представлены в сети Интернет.

P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.