Будь уверен!

Юридическая компания "Арбитриум" представляет инвестиционный проект "Административное здание в г.Минске"

Подробнее

Панская усадьба рядом с Березинским заповедником, расположенная на 2 га земли под 2 здания и озеро. Прекрасно подойдет под элитную охотусадьбу, дом отдыха, место корпоративного отдыха.

Подробнее

В 100 м от озера Селява расположен участок площадью 0,5 га с небольшим деревянным домом, вместо которого вы можете построить современный объект для отдыха и туризма.

Подробнее

Антизаконные методы «антикризисной политики»

Довольно часто руководители предприятий и организаций применяют ряд «относительно честных» и совсем нечестных способов поддержания финансового состояния подначаленных им субъектов хозяйствования. Одни это делают из банальной корысти, другие от нужды, в качестве своеобразных «антикризисных мер». Однако законодательство относит такие меры к правонарушениям, особенно, если эти меры проводятся за счет их работников.

Наиболее распространенными такими «антикризисными мерами» являются несвоевременная выплата зарплаты и ее невыплата. Анализ судебной практики показывает, что «экономия» может выражаться также в несоблюдении нанимателем обязанностей по организации труда работников, в частности, в экономии на обеспечении здоровых и безопасных условий труда, непредоставлении гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, несвоевременное предоставление трудового отпуска, несвоевременную выплату заработной платы за время отпуска (отпускных), предоставление неоплачиваемого отпуска при простое, непредоставление средств индивидуальной защиты и др.

Когда руководитель идет на такие меры по нужде это, по крайней мере, чисто по-человечески понять можно. Особенно в тех случаях, когда эти меры временные. Бывает, что не хватило оборотных средств, т.к. самих подвели дебиторы. Бывает, что и просчитаться можно, например, по срокам реализации продукции. Бывают и непредвиденные ситуации. Таких руководителей поймут и сами работники.

Но как понять, жадность не в счет, когда директор «загоняет» все денежки на депозит, а работникам предлагает подождать месяц-другой. Либо экономит на спецодежде – «принесете из дома» или «морозы в этом году слабые».

На самом ли деле такие «антикризисные и стабилизационные меры» ведут к желанной экономии, или они имеют свое подводное течение, которое сведет на нет планы «антикризисного директора». Для этого предлагаем ознакомиться с правовыми и человеческими факторами, очевидными и неочевидными.

Индексация задержанных выплат. Выплата заработной платы и других выплат работникам находится на особом контроле главы государства. Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 № 344 "О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий" закрепляет требование об индексации в случае несвоевременной выплаты заработной платы и иных выплат в соответствии с индексом потребительских цен. Необходимость индексации отражена в Законе Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-ХII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (в редакции Закона от 14.07.2009 № 41-З) и Трудовом кодексе РБ (ст.58).

Индексация проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий», утвержденной постановлением Министерством труда и социальной защиты РБ № 57 от 5 мая 2009 г.

Все организации, независимо от форм собственности, производят индексацию в полном размере сумм вышеуказанных выплат в случае задержки их выплат на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательным, республиканским или локальным нормативным актом. Индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются.

Аналогично производится индексация заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, взысканных в соответствии с законодательством. Взысканные в соответствии с законодательством заработная плата, гарантийные и компенсационные выплаты индексируются независимо от источников за счет средств юридических и физических лиц, по вине которых возникла необходимость осуществления указанных взысканий.

Контроль за исполнением законодательства об индексации, осуществляется государственными органами, а также профсоюзами и объединениями нанимателей. Споры по вопросам индексации, не нашедшие разрешения в течение месяца по месту выплат, подлежат рассмотрению в судебном порядке. За нарушение законодательства об индексации виновные лица несут ответственность, установленную законодательством.

Правила государственного и общественного контроля за своевременной выплатой заработной платы установлены постановлением Минтруда РБ № 119 17 сентября 1999 г.

Проведение государственного контроля за своевременной выплатой заработной платы и другими нарушениями в использовании средств на оплату труда осуществляется департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, областными, Минским городским управлениями и межрайонными инспекциями труда во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

Говоря о взаимодействии органов можно сказать, что органы государственной статистики осуществляют сбор информации от организаций о просроченной задолженности по заработной плате и численности работников, не получивших заработную плату, формируют сводные итоги и представляют их органам государственного управления.

Общественный контроль за своевременной выплатой заработной платы в организациях и у индивидуальных предпринимателей (независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов) осуществляют:

1. правовые и технические инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур;

2. руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур.

В случае выявления в ходе проверки нарушений сроков выплаты заработной платы профсоюзы оформляют представление об их устранении. Представления, выданные первой категорией общественных контролеров, являются обязательными для исполнения, а выданные другой категорией – обязательными для рассмотрения. Сведения о выявленных нарушениях сроков выплаты заработной платы направляются в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Возмещение среднего заработка за каждый день. В случае невыплаты по вине нанимателя в день увольнения работника причитающихся ему при увольнении сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы - пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам (ст.ст. 77, 78 Трудового кодекса РБ).

Если наниматель нарушает законодательство о труде, коллективный или трудовой договор (например, не обеспечивает безопасных условий труда, несвоевременно выплачивает заработную плату и т.д.), то работник вправе расторгнуть срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия, что влечет за собой финансовые потери для нанимателя.

Возмещение двухнедельного среднего заработка. При расторжении срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора наниматель выплачивает уволенному работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 41 Трудового кодекса РБ).

Возмещение трехмесячного заработка. При досрочном расторжении контракта по требованию работника в связи с нарушением нанимателем условий трудового контракта, в т.ч. сроков по выплате заработной платы, подлежит взысканию в пользу работника компенсация в размере не менее трехмесячного заработка (Постановление Совета Министров Республики Беларусь N 1180 от 2 августа 1999 г.)

Как показывает обзор судебной практики Верховного суда Республики Беларусь при рассмотрении судами споров, связанных с контрактной формой найма работников со стороны нанимателей встречаются такие нарушения законодательства как изменения без согласия работников существенных условий их труда, в т.ч. уменьшение размера заработной платы, расценок, перевод на нижеоплачиваемую работу, отправление в неоплачиваемый отпуск. А затем, несмотря на требования работников о досрочном расторжении контракта по ст. 41 ТК, увольняют их по п. 4 ст. 42 ТК (систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на работника трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка).

Возмещение морального вреда работнику. Если суд посчитает, что в результате виновных действий или бездействия нанимателя работнику причинены физические и нравственных страдания, то нанимателю придется выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред.

Административная ответственность должностного лица и организации нанимателя может быть очень значительной. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4-х до 20-ти базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (Статья 9.19. Кодекс об административных правонарушениях РБ).

Если же должностное лицо не исполнило в установленный судом, иным органом или судебным исполнителем срок исполнительного документа, не связанного с передачей денежных сумм, то это влечет для него наложение штрафа в размере до 50-ти базовых величин, а на юридическое лицо – до 1000 базовых величин. Наложение штрафа в размере до 40 базовых величин, а на юридическое лицо - до 1000 базовых величин влечет неисполнение должником в установленный судом, иным государственным органом или должностным лицом либо судебным исполнителем срок судебного постановления или иного акта, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (Статья 24.10. КоАП).

Поскольку речь зашла о судебных органах, то стоит вспомнить, что восстановление прав работника через суд также влечет для нанимателя финансовые потери, установленные Гражданским процессуальным кодексом РБ. Суд может взыскать:

Компенсации за потерю рабочего времени за счетстороны, недобросовестно заявившую неосновательный спор против иска или систематически противодействовавшую правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела в пользу другой стороны (ст. 138).

Взыскание судебных расходов с недобросовестной стороны, при наличии условий предусмотренных статьей 139.

К судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела. Размер государственных пошлин, которые придется возместить неудачному «антикризисному управляющему» можно посмотреть в Приложении 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь «Ставки государственной пошлины с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в общие суды, кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу общими судами копий документов».

К судебным издержкам относится целый ряд расходов, можно остановиться только на одном.

Расходы по исполнению исполнительного документа. Необходимые при исполнении исполнительного документа расходы, в том числе на хранение и перевозку имущества должника, на публикацию о продаже имущества с торгов, на оплату экспертов и специалистов, на оплату проезда судебного исполнителя к месту совершения исполнительных действий, производятся по смете суда, при котором состоит судебный исполнитель. Эти расходы взыскиваются с должника в пользу государства по определению суда независимо от взыскания с него имущества, в том числе денежных средств, по исполняемому документу. При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно определению суда с должника суд взыскивает денежную сумму в размере пяти процентов сумм, взысканных в доход государства, а также в пользу граждан или юридических лиц (ст. 486).
К нанимателю могут быть применены и иные меры ответственности.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц, которые не обеспечили своевременную выплату заработной платы, в т.ч. и их увольнение.

Декрет Президента Республики Беларусь N 29 от 26 июля 1999 г. предусматривает в контрактах такое основание для их расторжение по инициативе нанимателя как наличие задолженности по выплате заработной платы за три и более месяца. (п. 8 Декрета № 29).

Главой государства могут издаваться нормативные акты по этому вопросу, которые призваны оперативно решить создавшуюся ситуацию, например, Указ Президента Республики Беларусь N 699 от 22 декабря 2000г. Данный Указ не только требует привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в непринятии необходимых мер по своевременной и полной выплате заработной платы вплоть до освобождения от занимаемых должностей в государственном секторе. Он содержит также предписание к Учредителям (участникам) организаций негосударственной формы собственности рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременной выплате заработной платы (п.6).

Ликвидация юридического лица-нанимателя. К такой мере могут быть привлечены субъекты хозяйствования по решению хозяйственного суда в ряде случаев, в т.ч. при осуществлении деятельности неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, к которым, само собой, относятся и нормативные акты, регулирующие трудовое законодательство. При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, регистрирующие органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено законодательными актами (Декрет №1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Надо отметить, что требования о ликвидации юридических лиц в связи с осуществлением деятельности с грубыми нарушениями законодательства, которые заявляют в хозяйственные суды государственные органы, подлежат удовлетворению судом достаточно часто.

Далее мы рассмотрим некоторые последствия неграмотного антикризисного управления, которые являются менее очевидными для нанимателя. При этом, что самое интересное, многие из таких руководителей на словах понимают убыточность своих действий, но никто не может выразить их в денежном эквиваленте, поэтому ошибочно считают незначительными.

Какие последствия влечет за собой, например, увольнение работника в связи невыполнением нанимателем условий контракта, скажем, все по той же причине задержки зарплаты. Особенно, если расставание проходило не очень гладко, и наниматель произвел увольнение якобы на основании своей инициативы, чтобы не выплачивать компенсацию, предусмотренную Декретом №29 или самим контрактом.

Как правило, после увольнения конфликтного работника, который отстаивал свои права при несвоевременной выплате заработной платы, премии и других аналогичных случаях, возникает необходимость проведения кадрового аудита в организации. Поскольку стоит ожидать проверок со стороны государственных органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде. Под кадровым аудитом понимается проверка правильности ведения кадровой документации (включая коллективные договоры, локальные нормативные правовые акты, организационно-распорядительные документы по вопросам трудовых отношений, трудовые договоры (контракты)) на предмет установления ее соответствия или несоответствия действующему законодательству о труде, правилам кадрового делопроизводства и внутренним требованиям компании, а также с целью подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию документооборота, устранению выявленных нарушений.

Результатом таких «антикризисных мер» будет являться отвлечение на незапланированную большого объема дополнительную работу специалистов компании (юриста, кадровика, делопроизводителя или иное ответственное лицо.). Поскольку данные специалисты вынуждены отложить текущую работу, не взаимодействуют с другими подразделениями компании, следовательно на их участке деятельность компании «стоит», у смежных служб тоже притормаживается. В итоге компания недополучает какую-то часть доходов, это и есть косвенные убытки. Аналогичные потери сопровождают компанию и в случае отвлечения таких специалистов на судебные процессы. Даже если удается «отбиться» от финансовых претензий потерпевшей стороны, все равно остаются потери рабочего времени и выплаченных зарплат специалистов, привлеченных к разрешению конфликтной ситуации.

Наниматели-нарушители законодательства попадают в более высокую группу риска, которая подлежит более частым проверкам со стороны контролирующих органов. Такие положения закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Все субъекты хозяйствования разделены на 3 группы риска: высокую, среднюю и низкую. При этом субъекты, отнесенные к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в год, к средней - одного раза в 3 года, к низкой - одного раза в 5 лет. Критерием отнесения проверяемых субъектов хозяйствования к группе риска для назначения плановых проверок в части соблюдения законодательства о труде относят:

• к высокой группе риска - при наличии в календарном году 5-ти и более различных фактов нарушения законодательства о труде, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица; подтвержденного факта выплаты заработной платы, не начисленной в установленном порядке («в конвертах»).

• к средней группе риска - при наличии в календарном году 3 и более фактов нарушения законодательства о труде в части несвоевременной выплаты заработной платы.

Если посчитать во что обходится организации пройти такую проверку с предоставлением помещения для инспектирующих специалистов, отвлечение своих специалистов для подготовки всех необходимых документов для проверяющих, для дачи им объяснений и т.д., то сразу станет ясно, что лучше их проходить с периодичность 1 раз в 5 лет, чем ежегодно.

Следующий фактор лежит в сфере управления персоналом.

Здесь также любой руководитель скажет, что знает прописную истину о том, как работнику платишь – так он и работает. И что советский принцип «государство делает вид что платит, а работник делает вид что работает» в рыночных условиях не подходит.

Однако, на практике практически все наниматели стараются недоплатить. С одной стороны это продиктовано человеческим фактором – со своим трудно расстаюсь, с другой стороны – стремлением к минимизации расходов. Известно, что в развивающихся странах расходы на оплату труда занимают до 25 % всех затрат, что довольно существенно.

Чем бы не руководствовался наниматель, но одно останется неизменным – если зарплату работнику задерживать и занижать, то производительность его труда расти не будет. Следовательно, доходы нанимателя тоже будут падать. Поэтому для повышения эффективности работы сотрудников и разрабатываются системы стимулирования и мотивации персонала.

Существует и другой ошибочный подход руководителей, который гласит «незаменимых людей нет», пусть уходят, если не нравятся «антикризисные меры». В этом случае можно привести в качестве встречного аргумента статистические данные, полученные специалистами в области работы с персоналом. Возможно, наниматель, который потерял хорошего специалиста в результате своего «антикризисного снижения зарплаты» найдет ему замену за меньшие деньги. Но нельзя избежать того обстоятельства, что новому специалисту нужно время на адаптацию к работе в данной организации и по данной специфике работы.

Данные специалистов говорят, что минимальный срок адаптации, т.е. малоэффективной работы длится 2 месяца, т.е. в это время наниматель переплачивает новому работнику. Если же говорить о высококвалифицированной работе и специалистах, особенно руководителях, то срок выхода их на максимально эффективный уровень работы может продлиться до 10 месяцев. Отсюда и вывод, чем сложнее профессиональные функции специалиста, тем больше теряет наниматель от ухода старого работника.

Есть еще личное наблюдение одного из известных западных специалистов в области менеджмента – если компанию покинул хороший профессионал-управленец, то на его место практически всегда приходит менее сильный профессионал.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что антикризисные меры должны быть не только законными, но и честными, и, естественно, хорошо продуманными.

Игорь Раптунович, юрист

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс».

P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.