Будь уверен!

Юридическая компания "Арбитриум" представляет инвестиционный проект "Административное здание в г.Минске"

Подробнее

Панская усадьба рядом с Березинским заповедником, расположенная на 2 га земли под 2 здания и озеро. Прекрасно подойдет под элитную охотусадьбу, дом отдыха, место корпоративного отдыха.

Подробнее

В 100 м от озера Селява расположен участок площадью 0,5 га с небольшим деревянным домом, вместо которого вы можете построить современный объект для отдыха и туризма.

Подробнее

Порядок предъявления претензий по договору

Вопрос. Осуществляю индивидуальную предпринимательскую деятельность. По договору оказал услуги по перевозке грузов одной фирме. Рассчитываться за оказанные услуги фирма не спешит. На мои предупреждения о скором обращении с иском в суд они отвечают, что в договоре предусмотрен претензионный порядок разрешения споров. Поэтому суд откажет мне в рассмотрении иска, если мы не попытаемся решить спор самостоятельно. Как правильно предъявить претензию должнику в моем случае. В договоре стороны согласовали следующее «В случае возникновений споров по настоящему договору стороны разрешают их путем переговоров. При недостижении взаимопонимания спор разрешается в хозяйственном суде…».

Ответ. В вашем случае договор не предусматривает предварительное досудебное разбирательство, поэтому вы можете подавать иск, и суд примет его к рассмотрению.

Дело в том, что суд применит к договору его буквальное толкование. А оно указывает на то, что предусмотрены только «переговоры» без предъявления претензий. Поскольку переговоры процессуально вас никак не обязывают по отношению к должнику, следовательно, вам предоставлено право самому решать, договариваться или обращаться в суд.

Если бы в вашем договоре было прямо предусмотрено, что «потерпевшая сторона обязана предъявить претензию другой стороне до обращения в суд», то это считалось бы претензионной оговоркой.

Как правило, данная оговорка дополняется указанием, в течение какого определенного срока виновная сторона обязана дать ответ на претензию. Отсутствие в договоре оговоренного сторонами срока для ответа на претензию восполняется законодательством. Ст. 295 ГК РБ устанавливает «семидневный срок со дня поступления письменного требования» либо предлагает руководствоваться таким понятием как «разумный срок».

Данный подход к решению вашего вопроса является общим. Имейте в виду, что законодательство в некоторых случаях может предусматривать обязательное соблюдение процедуры досудебного разбирательства и предъявление претензий к виновной стороне.

При предъявлении претензий следует учитывать одну процессуальную тонкость. Многие истцы считают отправку заказным письмом претензий и других документов, отправляемых в адрес другой стороны наиболее правильным вариантом. Однако, в качестве подтверждения соблюдения претензионной процедуры суд принимает во внимание не подтверждение отправки, а подтверждение получения претензии. А раз так, то правильно будет отправить претензию с уведомлением о вручении. И к исковому заявлению приложить квитанцию с отметкой о получении адресатом письма с претензией либо с отметкой об отказе в получении или об отсутствии ответчика по указанному адресу (адрес должен быть взят из договора). В любом случае, данные факты будут зафиксированы организацией почтовой связи, и будут считаться надлежащим извещением ответчика.

В связи с наметившейся тенденцией в проводимой в стране правовой реформе в скором времени следует ожидать введение обязательной досудебной процедуры разрешения споров между сторонами, т.е. путем предъявления претензий. Это вызвано резким увеличением числа дел, где-то на треть, рассматриваемых в судах. Для снижения нагрузки на судебные органы, в частности, планируется ввести принудительное исполнение решений, достигнутых при внесудебном посредничестве (примирительных процедурах). Путем примирительных процедур может быть решен в будущем и ваш спор.

Игорь Раптунович, юрист

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс».

P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.